Преподаватель в техническом университете



Я училась в Петербургском государственном высшем техническом учебном заведении. Это один из старейших вузов нашей страны, где преподаются фундаментальные науки. Здесь  готовят специалистов высокого уровня, а диплом об образовании котируется заграницей.

 Еще в студенческие времена я зарекомендовала себя вдумчивым, трудолюбивым, начитанным человеком. Мне всегда было важно докопаться до основы основ, если что-то не получалось, я находила способы решения проблемы и старалась вникать во все тонкости научных изысканий. Приходилось, конечно, много читать специальной литературы, но меня это не напрягало. Времени хватало и на посещение театральных постановок, на походы в Эрмитаж, в Русский музей, на выступления и концерты известных артистов, музыкальных групп, на дискотеки в ночных клубах, на экскурсионные программы  по городу и окрестностям. Иметь возможность увидеть и узнать все об архитектурных шедеврах Питера, о той неповторимой атмосфере великого города и не воспользоваться этим – по крайней мере, глупо. Я старалась по максимуму впитать в себя всю эту красоту, мне было очень интересно буквально все! До сих пор мой самый любимый город на планете  – Санкт-Петербург.

Окончила университет с красным дипломом. Меня пригласили сразу на несколько кафедр для продолжения научной работы. Условия жизни да и уровень заработной платы не соответствовали моим ожиданиям. Для большого города и доходы должны быть соответственные. А в общежитии я уже пожила, поэтому прекрасно представляла себе, что это такое. Понятно, что студенчество – это круто и весело, но дальнейшая деятельность подразумевала сосредоточенность и, как следствие, спокойную атмосферу. А в студенческом общежитии о тишине можно только мечтать… Пора было определяться. 

Тогда меня пригласили на преподавательскую работу в филиал нашего университета. Поскольку заведение находилось в моей родной местности, а дом располагался буквально в часе езды, я согласилась. Так сказать, получилось убить двух зайцев…


Преподавание всегда было моей мечтой. В детстве очень хотела стать учителем, после уроков только в школу и играла. Воспитывала кукол и всех, кто попадался под руку (в основном, кота, младшего брата и бабушку). Конечно, серьезная работа в техническом университете и детские представления об учительстве – вещи по сути своей разные.

Наступил день «икс». Занятия начинались 1 сентября с праздничной линейки и знакомства с преподавательским составом, кураторами учебных групп, однокурсниками. Надо честно признать, что выглядела я максимум на студентку второго курса. В зале, полном шумной молодежи, меня часто принимали за свою, многие подходили знакомиться. Отвечать приходилось в достаточно обтекаемой форме, чтобы и себя не дискредитировать, и ребят не напугать. Но с этим я справилась без проблем. Сложнее было потом.

Лекции я читала в огромной аудитории, где на занятиях присутствовало сразу несколько учебных групп. Всего порядка 70 – 80  человек. Поначалу, честно признаться, я робела. Только-только сама  была точно такой же студенткой, буквально пару месяцев назад сдавала экзамены, защищала дипломную работу. И вот все поменялось… Да что там говорить, если почти все молодые парни были намного выше меня ростом, девчонки, кстати, тоже. Но надо отдать должное, ребята приняли меня с большим уважением, со всей серьезностью отнеслись к предмету. Никогда не было такого, чтобы кто-то мешал мне вести занятия, что-то выкрикивал с места, разговаривал по телефону или ходил по аудитории. Высшим знаком уважения (еще со времени моего студенчества) считалось приветствие преподавателя перед началом занятий, вставая из-за парты. Так вот этой чести удостаивались единицы, а мне повезло! И да, это было приятно!

Коллектив у нас небольшой, понятно, что в  филиале обучение ведется не для всех курсов. Мы работаем на первом и втором. Кроме того, несколько групп студентов заочной формы обучения тоже первых двух курсов. Филиал существует для частичной разгрузки головного университета. Преподаватели абсолютно разного уровня профессиональной подготовки. Молодежи практически нет, разве что ассистенты на кафедрах, лаборанты, компьютерщики, короче, вспомогательный персонал. Зато все с трепетом и почитанием относятся к маститым профессорам, доцентам кафедр. Уважением студентов и всего коллектива пользуются преподаватели,  защищающие кандидатские диссертации. У нас серьезный университет, поэтому преобладают мужчины – преподаватели, хотя женщин тоже немало. Все достаточно доброжелательно настроены  по отношению друг к другу,  некоторые могут позволить себе фамильярность, но это от настроения общности в коллективе, да и в силу возраста. Есть, конечно, и такие, кто готов проявить свое превосходство, показать снисхождение, но такие люди лично у меня вызывают только чувство жалости, как правило, у них не все ладится в семье, если таковая вообще имеется…  

Нравится мне еще в этой работе удобное расписание занятий. Обычно перед началом семестра у каждого преподавателя интересуются, какие дни и часы предпочтительнее для лекций и практических занятий, лабораторных работ, консультаций. С учетом всех наших пожеланий составляется расписание, конечно, не все может совпасть, но стремятся к тому, чтобы создать наиболее комфортные условия. Иногда, например, получается так, что в неделю у меня может быть три выходных дня вместо двух общепринятых. И вообще, рабочее время в учебных заведениях рассчитывается немного иначе, чем на производстве. У преподавателей сорок минут – академический час, исходя из этого, начисляется заработная плата согласно тарифной ставки. Честно признаюсь, доходы в наших вузах оставляют желать лучшего и большего! Низкий уровень зарплаты негативно влияет на выбор молодых специалистов при трудоустройстве, поэтому и не хочет сейчас молодежь связывать свою жизнь с наукой, к сожалению. Это ведь очень интересно!

А еще мне нравится, что от студентов как – будто заряжаешься их энергией, любопытством, жаждой жизни… Вы замечали, что многие научные деятели выглядят да и чувствуют себя значительно моложе своих лет? По –  другому просто невозможно и это здорово, это отличный стимул для собственной самореализации, самообучения. Всегда стремишься к новому!

Конечно, приходится много читать специальной литературы, научных статей в различных печатных изданиях, да и Интернет нам в помощь. Много времени занимает домашняя подготовка к лекциям (особенно в начале карьеры). Много проводится лабораторных изысканий. В конце семестра – экзамены или зачеты, к которым тоже нужно подготовить дидактические материалы. Разрабатываются  методические пособия для сдачи курсовых работ, потом все это нужно тщательнейшим образом проверить. Проверить необходимо и каждый курсовик, очень трудоемкая работа, скажу я вам…

Но самое главное, что мне это, действительно, по – настоящему нравится! Попробуйте и вы!!!



    Отправить ответ

    Оставьте первый комментарий!

    или с помощью: 
    avatar
    5000
    wpDiscuz