Тихо, идет съемка! О работе телеведущей


Тихо, идет съемка! Сейчас я работаю телеведущей на региональном телеканале. Неделю через неделю, три раза в день – я в прямом эфире читаю новости. Это престижная и невероятно интересная работа, требующая самообладания и твердых знаний. Надо сказать, что лучшие телеведущие чаще всего получаются из корреспондентов.

 

2

 

Новобранцы. Обычно бывает так: выпускник или выпускница профильного ВУЗа приходит в редакцию устраиваться на работу; «новобранца» выпускают в поле с надежным, проверенным товарищем на не самые ответственные съемки. Что-то вроде конкурса художественной самодеятельности или прорыв канализации, или новшество в сфере образования.

Старший товарищ, который приглядывает за новичком, учит его основному: не бояться задавать вопросы. Начинающий репортер – не ясновидящая бабушка Вагна и не должен знать, как зовут того или иного чиновника, почему компенсаторный шов между домами прохудился или кто сейчас играет Гайдна на скрипке. Для всего этого есть профессионалы, эксперты, которые объясняют журналисту подобные вопросы.

В свою очередь, репортер обязан доступным языком, не перевирая истину, донести эту информацию до зрителя.

 

Образование: Если говорить об образовании, то для работы журналистом лучше иметь высшее. Почти каждый крупный университет гуманитарной направленности имеет в своем составе факультет журналистики.


Диплом свидетельствует о том, что вы обладаете достаточным уровнем интеллекта и пробивной силы, чтобы добраться до пятого курса и успешно его закончить.

 Я попала в журналистику после окончания химико-технологического ВУЗа и более 5 лет работала репортером. И только потом решилась на второе высшее: когда поняла, что в этой профессии вижу своё будущее.

Это был более осознанный и более взрослый выбор. Я точно знала, в каких областях профессиональной сферы у меня пробелы (например, не разбиралась детально в жанрах). Профильное образование этот недостаток восполнило.

 

Микрокосмос: Нужно понимать, что редакция – это особый коллектив. Роли уже расписаны и  придется нащупывать свою нишу. Так, вы мечтаете писать о фестивалях и культурных мероприятиях, создавать шедевры – ан нет! Главный редактор шлет вас на прессконференцию – выяснять новшества в налогообложении, часа на два. Среди чиновников в скучных костюмах, беседующих на своем профессиональном сленге, в котором вам придется разобраться так, чтоб потом еще и другим разъяснить!

Но через какие-нибудь полгода и главный редактор, и коллеги поймут, что у новичка лучше всего получается. Скорее всего, об этой отрасли он и будет писать.

 

Дефицит времени: Необходимая данность, с которой придется смириться. Тележурналистика – это отрасль где оперативность ценится наиболее высоко. В моей редакции, например, отводилось максимум полтора часа на написание репортажа. Поэтому у  журналиста есть очень ограниченный отрезок времени для того, чтобы собраться с мыслями, не переврать, сформулировать, оформить и отдать на редактуру.

Поэтому цениться умение быстро соображать, ясно излагать и выделять основную информацию из неограниченного потока.

 

Уровень зарплаты: Варьируется. Столичные акулы пера зарабатывают больше провинциальных. Но и в регионах есть государственные и коммерческие медиа с очень разной оплатой труда. Где и сколько платят  – выяснять придется лично. Первое время придется зарабатывать себе имя и репутацию, создавать портфолио; повышать и доказывать свою профессиональную ценность.

 

Из варяг – в греки: После того, как корреспондент начинает уверенно ориентироваться в новостных потоках, а брендовому ведущему в этот самый период понадобилось сменить работу, режиссер вместе с главным редактором устраивают тракт. На профессиональном арго значит, пробуют «в кадре» нескольких кандидатов из корреспондентов.

Кого выберут – зависит от многих факторов: уверенной подачи, приятного тембра голоса, внешности и дикции. Предполагается, что внешность не отталкивающая, а речь – без дефектов. Даже пол имеет значение! Женщин и мужчин в эфире должно быть поровну. Хотя последнее время исследователи профессии замечают: у журналистики женское лицо. Хотя еще сто лет назад это было сугубо мужское дело!

 

А где лучше? Зависит от темперамента. Так, общительному, динамичному по своей сути человеку интереснее будет менять обстановку и лица вокруг себя. Заводить новые знакомства, встречаться с разными людьми, ездить в командировки. Словом, работа «в поле» – выбор репортера.

Студия – для более степенных, организованных и…взрослых. Меньше встреч, больше стабильности; строгий график, один и тот же коллектив: осветители, операторы, режиссер, два помрежа и ассистенты. Хорошо в плане амбиций.

На некоторых телеканалах принята практика, когда журналисты меняются между собой эфирными неделями.

 

Забавные тонкости: В каждой профессии есть особенности. В работе телеведущего они тоже присутствуют! Например, может внезапно посреди прямого эфира выключится телесуфлер (экран, с которого диктор читает текст). В таких случаях за доли секунды нужно взять себя в руки и найти это место в «бумажном» варианте, либо озвучить суть своими словами. Это невероятно бодрит!

У режиссеров есть требовании к тем, кто в кадре: если ты ведешь новости, никаких трикотажных обтягивающих свитеров, голых рук, глубоких декольте, длинных серег и украшений!

 Между тем, летом в студии бывает невыносимо жарко от раскаленных осветительных приборов. И нередко можно наблюдать такую картину: в студию входит диктор в отглаженной рубашке и строгом пиджаке, а внизу у него – шорты и сандалии на босу ногу (под столом-то все равно не видно!)

 

    Отправить ответ

    Оставьте первый комментарий!

    или с помощью: 
    avatar
    5000
    wpDiscuz