Продаем или продвигаем? И то и другое.



54368-e1351850090833

Хочу рассказать вам об особенностях достаточно узкой специальности в маркетинге – специалист по трейд-маркетингу. Пришла я в эту профессию не получая специального образования, имея за спиной опыт работы дизайнером и специалистом по рекламе в розничной сети магазинов.

Трейд-маркетолог – должность, которая обычно включается в штат достаточно крупных компаний, зачастую FMCG профиля или розничных торговых сетей. Буквально, это специалист по маркетинговым технологиям, реализованным непосредственно в торговых каналах, торговых точках.

Вопросы, которыми занимается отдел маркетинга это вопросы позиционирования самого продукта, ценообразования, места продажи, способов продвижения. Это глобальные вопросы, определяющие место продукта на рынке и собственно определяющие его будущий успех, при грамотной маркетинговой политике, или неудачу.

Специалист по трейд-маркетингу берет на себя часть работы по реализации маркетинговой политики в отношении дистрибьюторов, торговых точек, покупателей.

Эта работа пограничная между отелом продаж и отделом маркетинга. Чаще всего она все-таки включается, в качестве отдельного подразделения, в отдел маркетинга, с подчинением руководителю отдела трейд-маркетинга. Тот, в свою очередь, подотчетен руководителю отдела маркетинга.


Направления работы

В мои задачи, в рамках отдела трейд-маркетинга, входят вопросы, так называемых POS-материалов – материалов для размещения в Point of Sale (точках продажи). Конечно, я не выступаю дизайнером и не разрабатываю инженерные чертежи больших конструкций. Этим занимаются рекламные агентства. Но выбор достойного исполнителя, постановка задачи (брифинг), контроль исполнения и дистрибуции по торговым точкам, входят в мои задачи. Для этого приходится проявить фантазию,  придумать если не саму идею, то, по крайней мере, очень четко обозначить направление для творчества. Нужно понимать, как устроена торговая точка, какое может использоваться оборудование, что торговые сети разрешат разместить, что нет. Так, например, на открытом рынке требуются более надежные в эксплуатации рекламные материалы, чем в крупном супермаркете.

Наиболее интересной частью работы, которая уже требует специальных знаний, является категорийный менеджмент. Это управление определенной категорией товаров в торговой точке. Что именно должно входить в конкретную категорию, в каком объеме, в каком виде должно быть представлено в магазине. Сюда же относится разработка удобной для покупателя навигации. Обычно вопросами организации категорий занимаются соответствующие менеджеры розничных сетей, например косметических, строительных, продуктовых. Но крупные производители предпочитают иметь в своем штате также специалиста по категории. Он взаимодействует с сетями, помогает в организации, декоративном оформлении категорий. В некоторых случаях розничные магазины доверяют всю работу по одной или нескольким категориям трейд-маркетологу одного из брендов, представленных в категории.

Также в обязанности отдела трейд-маркетинга входит разработка планограмм и требований к мерчандайзингу, разработка мотивационных программ для повышения лояльности торговых точек и торговых сетей.

Симпатичные подарочные наборы косметики или акции «Купи 2 еденицы товара, получи 3-ю в подарок» это тоже работа специалиста по трейд-маркетингу.

Необходимые знания и умения

Какими качествами, умениями и навыками должен обладать трейд-маркетолог? Конечно, это должен быть менеджер, т.е. человек, умеющий управлять процессом работы других людей. Он должен уметь планировать и контролировать сроки, бюджет, качество работы и уметь представить отчет о результатах работы.

Аналитические способности, хороший вкус и умение делать точные прогнозы тоже являются преимуществами для трейд-маркетолога.

Как уже говорилось выше, непосредственно маркетинговое образование будет преимуществом, но его отсутствие не так критично, как для работы в отделе маркетинга.

Знание иностранного языка, в частности английского, не является жестким требованием. Но, поскольку эта должность в основном востребована в крупных иностранных компаниях, то знание языка является даже не преимуществом, а необходимостью. Для общения с иностранным руководством, коллегами, участием в тренингах, совещаниях и презентациях.

Занятие все-таки творческое, несмотря на большой объем бумажной работы. Большим плюсом является то, что ты имеешь возможность не только привнести красоту в торговые точки и способствовать продвижению товара, но и оценить их результативность, проанализировав рост продаж.

Из недостатков можно назвать меньший престиж и востребованность этой должности, по сравнению со специалистами-маркетологами. Но если работа нравится, разве это помеха?

 

 



    Отправить ответ

    Оставьте первый комментарий!

    или с помощью: 
    avatar
    5000
    wpDiscuz