Проблема личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте


Статусы самоопределения

Личностное самоопределение – очень важный и неизбежный процесс в юношеском возрасте, он определяет остальные виды самоопределения, включая профессиональное, о чем будет говориться ниже. Здесь очень значимую роль играет самосознание, которое помогает определить отношение к себе и другим людям.

Проблема личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте

Всего есть четыре статуса достижения идентичности (так называют личностное самоопределение в зарубежной психологии).

1. Обусловленность. В этом статусе молодые люди принимают определенные обязанности, но не несут за это ответственности, потому что их выбор зависит от взрослого, который оказывает на него большое влияние. Обычно у таких юношей и девушек всё проходит гладко и без конфликтов, что очевидно, ведь они зависят от другого мнения, а не от своего.

2. Диффузия. Юноши и девушки не думают о будущем, избегают вопросов о нём. Им это не интересно, они этого боятся, пытаются забыть об этом. Им проще остаться в детстве и не брать на себя ответственности. Часто, такие люди отличаются употреблением вредных веществ.

3. Мораторий. Своего рода эпицентр кризиса. Они всё еще не определились с будущим и со своим «Я», находятся посередине между альтернативами и противоположными ценностями, вроде хотят стать взрослыми и независимыми, но при этом боятся остаться одни.



4. Достижение идентичности. Кризис прошёл. Имеются чёткие интересы, молодой человек точно знает, что хочет от этой жизни и от себя самого. Знает, кто он и что он может. Он полностью готов к взрослой жизни и готов взять на себя обязанности, отвечая за свои ошибки.

Что влияет на профессиональное самоопределение

На профессиональное самоопределение могут влиять:

1. Интересы и увлечения. Если девушка любит безумно танцы, то, скорее всего, она захочет связать с ними всю свою жизнь.

2. Круг референтных лиц, то есть тех группа тех людей, к которым он хочет принадлежать. Это могут быть актёры, бизнесмены, также почетные врачи и спасатели.

3. Ценностные ориентации. Что у него на первом месте? Если на первом месте стоят деньги, то, скорее всего, он выберет профессию престижную. Если на первом месте стоит интерес, то профессия будет связана с его любимым делом, даже если материально она оплачивается плохо.

Ошибки родителей в процессе профессионального самоопределения

Проблема личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте

Конечно, самая главная ошибка родителей в процессе профессионального самоопределения – это навязывание. Это очень частое явление во многих семьях, и зачастую молодые люди, которые хотят получить совет, получают взамен постоянное давление, что, конечно, негативно сказывается на них. Родители навязывают ту или иную профессию вне зависимости от того, нравится она юноше/девушке или нет, закрепляя такими шаблонными аргументами, как:

1. «Эта профессия передаётся из поколения в поколение». К примеру, у юноши совершенно нет тяги к медицине, он хочет быть юристом, но родители-врачи, стремясь сохранить эту традицию, всё равно отправляют его учиться туда, куда они хотят. Подобному поведению давно нужно сказать «стоп», потому что в данном случае наблюдается полное игнорирование интересов молодого человека, что ведёт к разрушению его внутреннего мира. Ему приходится ломать себя, забыть про мечту, чтобы угодить маме и папе. Но ведь в первую очередь ему нужно угодить в выборе профессии самому себе, потому что ему жить с этим в дальнейшем.

2. «Эта профессия престижная и хорошо оплачиваемая». Здесь стоит продолжить:«…а также на рынке труда куча людей с таким профилем работы». Там, где деньги, там и большое количество людей, а, следовательно, большая конкуренция. Родителей ослепляют рассказы об успешных юристах и экономистах, но они нисколько не задумываются, что существуют люди, которые трудятся в маленьких фирмах, получая маленькие деньги. Чтобы вырваться вперед, нужно хотеть это сделать, а отсюда исходит вывод, что нужно любить то, что ты делаешь.

3. «Я не стал (-а) (профессия), так хоть ты попробуешь». Родители часто хотят, чтобы их ребёнок добился того, чего они никогда не добились. Неудавшиеся спортсмены потянут в спорт, танцоры – в танцы, врачи – в медицину и т.д. Разбитую мечту они хотят воплотить в своём собственном чаде, считая, что их желания тождественны желаниям ребёнка, но это не так.

Рекомендации по профориентации

Их будет мало, ведь самое главное здесь – это открыть глаза и встать на место юноши/девушки. Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок достиг самого лучшего, но и навязывать не надо. Родители должны помогать, а не губить. Не стоит давить и подгонять. Юноша должен определиться сам, чего он хочет, а родитель должен выступать в качестве человека, который поддержит, а если не поддержит, то аргументировано объяснит почему.

Когда юноша стоит между жизненным выбором, стоит помнить, что взрослый должен быть только помощником, а не тем, кто сделает всё за него.

Отправить ответ

Пожалуйста Авторизируйтесь для комментирования
или войти через аккаунт: